Гаубица 2С19 «Мста-С»
Самоходная гаубица (СГ) 2С19 «Мста-С» на момент ее создания – разработки, постановки на серийное производство и принятия на вооружение Советской армии в 1989 году – была по праву признана лучшей в своем классе. Ее создание – заслуга не единственного КБ и отдельного завода, а результат труда многих предприятий оборонной отрасли СССР.
Основными организациями – исполнителями работ по 2С19 являлись:
– завод транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова, г. Свердловск (ныне – АО «Уралтрансмаш», г. Екатеринбург) – по машине в целом и по механизмам заряжания;
– ПО «Баррикады», г. Волгоград – по артиллерийскому вооружению – гаубице 2А64;
– ВНИИ «Сигнал», г. Ковров – по системе управления наведением, аппаратуре управления наведением и приводам наведения 1В124;
– ЦКБ «Точприбор», г. Новосибирск – по автоматизированному прицельному комплексу 1П22;
– СКБ «Ротор», г. Челябинск – по системе управления заряжанием 6ЭЦ19;
– СКБ «Турбина», г. Челябинск – по автономному агрегату питания АП18Д.
Впервые в практике самоходной артиллерии при создании артиллерийского вооружения были решены следующие проблемные вопросы:
– обеспечена скорострельность при стрельбе возимым боекомплектом на всех зарядах 8 выстр/мин и при подаче боеприпасов с грунта – 6–7 выстр/мин за счет автоматизации процессов заряжания, наведения и подачи с грунта;
– создана система управления наведением орудия, сократившая количество операций, выполняемых наводчиком вручную при наводке орудия с 6 до 2, а при восстановлении наводки – с 4 до 1, что позволило по сравнению с самоходной гаубицей 2С3М «Акация» сократить время наводки с 18–23 с до 3–5 с, а также повысить скорострельность;
– автоматизированы передача и контроль данных наведения и восстановления наводки;
– создан автоматизированный прицельный комплекс с автоматическим горизонтированием качающейся части прицела;
– создан прицел прямой наводки с углом наведения по вертикали до 60 градусов;
– реализован автоматический выброс стреляных гильз из боевого отделения;
– создан газотурбинный агрегат питания, обеспечивающий положительный баланс электроэнергии и высокую готовность к работе при температурах от –50 до +50 градусов С.
Для отработки заложенных в машину конструктивных решений и подтверждения требуемых характеристик тактико-технического задания были подвергнуты различным видам пробеговых, стрельбовых, климатических, специальных испытаний два опытных заводских образца самоходной гаубицы (изготовлены в 1983 году) и шесть образцов для государственных испытаний (четыре штуки изготовлены в 1985 году, две – в 1986 году).
Баллистическое решение установленной на 2С19 гаубицы-пушки 2А64 было результатом компромисса между необходимым повышением дальности стрельбы вновь разрабатываемым выстрелом и требованием ГРАУ применять существующие снаряды и заряды к артсистемам 2С3М и Д-20. В итоге новым осколочно-фугасным снарядом на дальнобойном заряде «Мста-С» стреляла на 24,7 км, что было несколько выше, чем у зарубежных современников того же класса: американской самоходной гаубицы М109А3 и французской GCT.
Незаурядность достигнутых характеристик подтверждает и тот факт, что в период чрезмерной открытости предприятий оборонки в 90-е годы на «Уралтрансмаш» зачастили иностранные делегации. Целью этих визитов был элементарный технический шпионаж, незатейливо прикрытый якобы проявлением коммерческого интереса к новой российской самоходке.
Работы по созданию самоходной гаубицы «Мста-С» получили высокую государственную оценку в виде присуждения Государственной премии СССР и высоких правительственных наград группе работников перечисленных предприятий. А генеральный конструктор ЦКБ «Трансмаш» Юрий Васильевич Томашов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В 1989 году передовые в военно-техническом отношении страны НАТО приняли меморандум по перспективному баллистическому решению для ствольных артиллерийских систем калибра 155 мм. Согласно этому решению при длине ствола в 52 калибра и в объеме зарядной каморы 23 л осколочно-фугасным снарядом длиной 5,7 калибра обеспечивалась максимальная начальная скорость 945 м/с и максимальная дальность стрельбы 30 км. Принято считать, что именно с появлением зарубежных самоходных орудий с такими характеристиками, (конкретно – немецкой самоходной гаубицы PzH 2000, поставленной на серийное производство с 1998 года), «Мста-С» утратила титул лучшего современного самоходного артиллерийского орудия, но по-прежнему остается современным и надежным оружием.
Локальные вооруженные конфликты и малые войны 90-х годов продемонстрировали необходимость внедрения новой тактики применения артиллерийских огневых средств. Требовалась организация в масштабе реального времени взаимодействия артиллерии с подразделениями других родов войск: средств разведки, танков, мотопехоты, авиации с обеспечением опережающего внезапного и точного огневого воздействия на противника, своевременного ухода из зоны возможного ответного удара. Для решения этой задачи помимо соответствующей современной машины управления стало необходимым оснащение каждого орудия бортовой автоматизированной системой управления.
Генеральный конструктор ЦКБ «Трансмаш» Ю.В. Томашов со всей ответственностью понимал насущную актуальность повышения боевых характеристик самоходной гаубицы 2С19, равно как и ее предшественницы 2С3М, широко использовавшихся в ходе боевых действий в Чечне. Он оказал действенную помощь ведущему разработчику подобных систем – ковровскому ВНИИ «Сигнал» в открытии работы по созданию автоматизированной системы управления наведением и огнем (АСУНО) «Успех-С» для модернизации самоходной гаубицы 2С19 до современного уровня. Проведение такой модернизации обеспечило в автоматизированном режиме:
– решение навигационных задач на марше, начальное ориентирование на произвольной огневой позиции, определение собственных координат в движении и на стоянке, в том числе с использованием спутниковой навигации с высокой точностью;
– прием целеуказания от пунктов управления огнем подразделения и средств внешней разведки, хранение данных о целях, автономный расчет установок для стрельбы с закрытых позиций;
– автоматическое наведение орудия по бесприцельной схеме в любую погоду и любое время суток при отсутствии видимости точки наводки и автоматическое восстановление наводки после выстрела в режиме максимальной скорострельности;
– выполнение противоогневого маневра с автономным определением текущих координат;
– сопряжение с артиллерийской баллистической станцией, расчет и ввод поправок в установки стрельбы на падение начальной скорости;
– автономное решение огневых задач отдельным орудием, подразделением.
Работа, выполненная в сжатые сроки, завершилась в июле 2001 года успешным окончанием типовых испытаний машины, получившей обозначение 2С19М1. Внедрение АСУНО позволило реализовать замкнутый цикл управления дивизионом (батареей) самоходных гаубиц 2С19М1, значительно улучшить тактические возможности. Так, время развертывания на произвольной огневой позиции сократилось на треть, время подготовки к открытию огня по неплановой цели – вдвое, время от приема данных о цели до открытия огня по ней уменьшилось в пять раз. На 25–30% повысилась точность полной подготовки стрельбы, значительно повысилась надежность управления огнем, даже при выходе из строя любого из звеньев АСУ дивизиона.
С 2001 года «Уралтрансмаш» полностью перешел на серийный выпуск модернизированных 2С19М1 с АСУНО, капитальный ремонт ранее выпущенных 2С19 также проводится с модернизацией до уровня 2С19М1.
Но на этом потенциал технического совершенствования машины не был исчерпан. Вновь боевые характеристики самоходной гаубицы «Мста-С» были повышены до современных требований к 2012 году в варианте 2С19М2, но это тема уже для следующего разговора.
Автор Алексей Носов
Первоисточник http://nvo.ng.ru/armament/2015-07-17/14_gaubitsa.html